С 12 по 29 июля состоялась поездка в лагерь для детей из многодетных семей “Живая вода”, прошедший в Центре милосердия при Храме преподобномученицы Елисаветы (с. Дивеево). Программа “Живая вода” ориентирована на детей 10-12 лет, на их развитие, социализацию и раскрытие потенциала. Программа бесплатная.
Мы участвовали в лагере как психологи-волонтеры, наряду с разворачивающейся программой, создавали событие с детьми, возможность им продвинуться и нащупать больше возможностей в своем движении в мире.
Как проходил лагерь
Дети распределились на отряды, обозначили вожатых, придумали названия и речёвки отрядам и знакомились друг с другом.
Ребята написали объявления о поиске друга – писали откровенно, что они ищут добрых и хороших людей, чтобы просто поиграть, побыть рядом, чтобы они были “безобидными” и “не хвастунами” 🙂
Мы ходили в детскую библиотеку, где детям рассказывали о Нижегородском писателе. Не просто было вовлечь детей в чтение, тем более летом. Поэтому важно было делать это через игру и возможность совместного творчества.
Важной событием лагеря была поездка в поход в с. Зиняки и Городец, но предварительно ребятам нужно было заиметь новые навыки – научится собирать палатки. Мы пошли в Лубяной овраг, где ребята попробовали это сделать. Важно было не оставлять их 1 на 1 с палаткой и тучей колышков. С первого раза палатку и взрослый человек не соберет: кто-то капризничал, кто-то смог быстро это сделать, кто-то тяп-ляп. Поэтому мы делали это сообща, помогая друг другу.
После насыщенного дня мы обычно проводили для ребят “заземляшки” — медитацию, возможность заземлиться и уложить пережитые события. Это стало важным событием для них, не у всех дома есть возможность остаться в тишине и без забот, так как на многих лежит обязанность по поддержки своих братьев и сестер. В некоторых семьях по 5-7 детей и те, кто постарше помогают родителям и становятся взрослее своих сверстников. Поэтому для них важно было дать это время: просто полежать, послушать тихую музыку и наши размеренные голоса.
Традиционной частью лагеря была лепка из теста. Для нас было важным понаблюдать за детьми – как они включались в этот процесс. Например, не все могли следовать лепке общей для всех фигуре “Ангела”, звучали слова “не умею”, “не знаю” и “не хочу”. Мы помогали детям найти свой способ лепки (где-то делали в четыре руки), чтобы они имели возможность двигаться не только в заданных рамках, но и придумывать и реализовывать свои образы.
Это также касалось и рисования, где требовалось присутствие к тем, кто не находил возможности поучаствовать. Кому-то нужно было дать ориентиры, быть проводником в другие интенциональности, чтобы можно было начать двигаться, так как мир был очень ограничен событиями и мало что укоренялось в нем.
Дети делились, что они больше всего любят делать в жизни — это футбол, походы, рыбалка, велосипед, купание, чтение и возможность побыть одному.
Ребята вместе с нами, совместив свои любимые дели в одну историю, сыграли спектакль. Например, на этом фото кульминация спектакля – дети приехали к бабушке на велосипеде и почитали вместе с ней сказки. 😊
Наконец случилось долгожданное для детей — поездка в поход в с. Зиняки. Дети здесь жили уже с меньшей заданностью: жили в палатках, купались и гуляли.
Ребята имели возможность проявить волю для творчества 🏖️
Сходили на службу в старинную, 1747 года постройки, деревянную Церковь Преображения Господня (с. Сухарёнки). Было интересно наблюдать за детской непосредственностью на исповеди. Отец Серафим сказал хорошие слова про профессию педагога, про обучение в целом и что без любви этот путь не пройти.
По возвращению ребята делились впечатлениями о поездке, рисуя карту, отмечая на ней самые интересные для них места, чтобы ассимилировать пережитое.
Тарелки высохли и их уже можно было разукрасить. Не все смогли сделать это в общей компании, один мальчик забарикодировался в комнате под столом, закрыв себя подушками и матрасами. Мы проприсутствовали к нему, чтобы разместить его желание отдалиться и дать ему место. Построили ему “пещеру”, где он смог быть один в уюте, а разговаривали с ним через окно. Через некоторе время он вышел из “пещеры” и дорисовал тарелочку и сказал, что хочет нам помочь провести “заземляшки”. 🙂
Каждый день мы делили на две части: мероприятие, требующие усидчивости и физическая активность. Дети обожали второе. 🙂 Они накапливались в труде и размещали её в игре. Вышибалы были любимой игрой ребят, без них не обходился практически ни один день.
Ребята сыграли спектакль по мотивам произведения нижегородского писателя
В день завершения раскрашивали флюгеры. Мы помогали детям открыть свои пути и идеи для фантазии — какими могут быть эти птицы на крышах домов.
Последним событием лагеря стал пикник. Ребята воссоздали картину нашего похода: расставили деревья, цветы, нарисовали речку и включили музыку природы. Уже в кругу каждый написал на листочках с обведенными ладошками какими мы друг друга запомнили: добрыми, хитрыми, трудолюбивыми, красивыми, смешными, заботливыми…
Второй год лагеря мы заметили насколько изменились ребята, повзрослели и, что подобные события прорастают для них зернами и дают возможность развития, становления.
Мы очень устали – это было насыщенно и одновременно важно для нас самих. Эта встреча открыла наши возможности, мы чувствовали себя детьми в их присутствии, открывали свои стороны, которые находились в спящем режиме и осознали, что без этого мы не можем дальше жить.